СТАРАЯ ЛАДОГА. Историко-культурное наследие.
Историко-культурное наследие
Старая Ладога – очень благостное место. Это чувствуется сразу же, как только попадаешь туда… Древние знали где ставить города… Здесь всегда светит солнце и легко на душе. Когда стоишь на сопке и смотришь, как под тобой величественно несет свои воды Волхов, а сверху, обходя серо-зеленые купола церквей, не спеша плывут облака – всем телом ощущаешь, что настоящее счастье заключается в самых обыденных вещах – видеть этот мир… жить в нем… быть…
На возвышенности, над излучиной Волхова, Ладога как будто парит в небе округлыми и остроконечными куполами своих церквей и башен.
Старая Ладога находится в 120 километрах от Петербурга и в 12 километрах от Волхова. Сегодня – Старая Ладога – это село с населением чуть больше 2 000 человек, а ведь вплоть до XVIII века Ладога защищала всю северо-западную Русь от нашествий врага. В летописи 862 года она упоминается в числе десяти древнейших городов Руси.
Ладога была поставлена на берегу могучего Волхова, неподалеку от его впадения в Ладожское озеро. Волхвами наши предки-язычники называли магов и чародеев… По одной из легенд название реки связано с прекрасным и мужественным князем Волхвом, сыном великого князя ильменских славян Словеном… В старину Волхов иногда именовали Волховой. На старославянском языке «Волхв» означает «Ольха»…до сих пор его прибрежные воды, берущее начало в озере Ильмень, осыпают сережки ольхи.
Воды реки Волхов — это часть исторического торгового пути «из варяг в греки». Передвижение по нему затруднялась множеством порогов, и возле самых сложных из них не позднее 753 года возникло поселение Ладога. (обязательно включите в свою экскурсию посещение Волжской ГЭС – восхитительного памятника советского конструктивизма начала XX века) Путь «из варяг в греки» связал северные страны с Причерноморьем, Скандинавию и Прибалтику с Византией. С севера на юг везли оружие, лес, меха, мед, воск, янтарь, а в обратном направлении — пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, книги, хлеб, вино.
Из Старой Ладоги начиналась история правящего дома Рюриковичей, которая правила на Руси около 700 лет. Здесь, как гласит Ипатьевская летопись, в 862 году «сел на престол» призванный на Русь старший из трех братьев-варягов Рюрик, приглашенный после смерти представителя местной славянской династии князя Гостомысла. Но большой город не возник в одночасье на пустом месте — люди жили здесь еще задолго до обозначенного года. И к моменту призвания Рюрика Ладога уже считалась столицей окрестных земель.
В 864 году Рюрик перенес столицу в Новгород, к истокам Волхова, поближе к крупным городам. Но и при преемниках Рюрика Ладога оставалась важнейшим торговым центром и северо-западным форпостом.
Герб Старой Ладоги — знак Рюриковичей — сохранился и поныне. Геральдическое описание гласит: «В пурпурном поле золотой сокол, летящий вниз, в столб»
.
Первое, что бросается в глаза, при въезде в Сарую Ладогу – расположенные По берегам Волхова величественные погребальные сооружения VIII –X вв. Самую величественную сопку местная традиция связывает с погребением князя Олега Вещего – «Олеговой могилой»(1).
1.Могила Вещего Олега
Глядя на размеры могильного кургана невольно вспоминаешь труды Блаватской с описанием наружности и размеров представителей предыдущих цивилизаций. И русские былины о богатырях…
В Старой Ладоге невозможно заблудиться, здесь все на одной улице, идущей на небольшом расстоянии от Волхова. И, несомненно, самое выразительное место в Старой Ладоге – Старо ладожская крепость (2). Пробираясь сквозь мощные стены, гуляя внутри крепости, поднимаясь на вал, преисполняешься внутренним восторгом от мощи и величественности сооружения.
- Старо Ладожская Крепость
Первая деревянная церковь была построена на мысу, образованном реками Волховом и Ладожкой.
В 882 году Вещий Олег построил на ее месте каменную крепость, которая считается первой каменной крепостью на Руси. Крепость просуществовала 115 лет и в 997 г. Была разрушена норвежским ярлом Эриком.
В 1114 году ладожский посадник Павел построил новую каменную крепость, стены которой имели высоту около восьми метров, а толщину — около двух.
В 1164 году эта крепость выдержала осаду шведских войск. Призвав на помощь новгородцев, ладожане отогнали врага и в устье реки Воронеги полностью разгромили его.
По преданию, в память об этой победе над осаждающими крепость шведскими войсками в 1164 году под защитой крепостных стен был поставлен белая церковь Св. Георгия- Победоносца(3), до сих пор хранящая уникальные фрески, выполненные в середине XII в
Именно в Георгиевской церкви в Старой Ладоге 76 лет спустя в 1240 году великий князь Александр Невский освящал свой меч и молился перед тем, как отправиться к Неве на бой со шведами. После того победного сражения князь Александр и получил почетное прозвище Невский.
- Церковь Святого Георгия-Победоносца
Фрески великолепно сохранились и являют нам непривычный образ ангелов, пророков и святых. Они динамичны, это скорее не иконы, а портреты. Лица суровы, в них читаются воины.
Наибольшее внимание и интерес вызывает фреска «Чудо Георгия о Змие» (4), которая в силу великолепного художественного исполнения и глубокого духовного осмысления сюжета может считаться подлинным шедевром средневековой монументальной живописи.
- Фреска «Чудо Георгия о Змие»
Изображение святого Георгия, поражающего дракона, никогда ни в Руси, ни в Византии не размещалось в алтаре, не говоря уже об исключительной уникальности вооружённого Георгия не топчущего, не протыкающего, а оставляющего змию жизнь. Освобожденная царевна ведёт змия на пояске, как на поводке, а со стены за происходящим одобрительно наблюдает царь.
Змий — не только символ зла, но и символ плотского начала человека — не повержен, а приручен. Зло понимается как незнание добра и, зло искореняется не уничтожением носителей зла или бессмысленным умерщвлением плоти, а путём просвещения и преображения!
Эта нетрадиционная интерпретация сюжета О змее основана на апокрифическом сказании, которое было известно на Руси в переводе с греческого уже с XI века. Краткое сказание повествует о том, как святой, уже после своей мученической кончины, Божьим соизволением явился в образе воина в город Лаодикию (или Гевал в русском переводе) и спас царскую дочь, которая была отдана на съедение чудовищу, усмирив его не силой оружия, а молитвой.
За геральдически торжественной сценой просматривается новый смысл — зло, образом которого выступает змий, не может быть побеждено силой и воинской доблестью, но только смирением и верой. Даже конь, чей хвост, завязан узлом, является символом смирения.
Вокруг крепости — центра средневекового города, в XII веке сформировался посад, охватывающий территорию 10–12 гектаров и разделенный на районы-концы. На северной границе города возвышалась Успенская церковь(5), на южной — Никольская(6). Рядом с крепостью стоял главный собор Ладоги, церковь св. Климента. То, что в XII веке в Ладоге стояло шесть каменных храмов, расписанных фресками, свидетельствует о богатстве и важности города. До наших дней из 6-и монастырских соборов дошло два — Успенская церковь и Никольский собор.
- Успенская Церковь (Церковь Успения Богородицы)
Это самый северный из сохранившихся храмов домонгольского периода Древней Руси. И очевидно, первый каменный храм Старой Ладоги. На подпружной арке Успенской церкви обнаружен процарапанный геральдический знак Рюриковичей, принадлежавший одному из княживших в начале XII в. Новгороде потомков рода Владимира Мономаха -Ростиславу или Святополку Мстиславичам. В это время, очевидно, и построили церковь.
Успенский монастырь в Ладоге впервые упоминается в 1500 г. как существующий близ церкви Успения Богородицы. Все стены храма первоначально были украшены фресками, до наших дней сохранилось около 30 кв.м. стенописей..
С 1718 по 1725 гг. в Успенском монастыре была заточена Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. После следствия по заговору, враждебной Петру партии, центром которой была Евдокия и царевич Алексей, в письме Петру Евдокия призналась в заговоре и просила простить ее, что бы ей «безгодною смертию не умереть». Жестоко казнив всех, причастных к делу Петр ограничился переводом бывшей жены в Ладожско-Успенский монастырь.
С 1718 по 1725 гг. в Успенском монастыре была заточена Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. После следствия по заговору, враждебной Петру партии, центром которой была Евдокия и царевич Алексей, в письме Петру Евдокия призналась в заговоре и просила простить ее, что бы ей «безгодною смертию не умереть». Жестоко казнив всех, причастных к делу Петр ограничился переводом бывшей жены в Ладожско-Успенский монастырь.
В монастыре разместили военный караул, прихожанам вход в монастырь был запрещен, пострижение новых послушниц было приостановлено. От внешнего мира святую обитель ограждал тесовый палисад. Известно, что Петер часто навещал Лопухину в Успенском монастыре. После смерти Петра Екатерина перевела Евдокию в Шлиссельбург, где содержала в строго секретном заключении, как государственную преступницу.
С 1754 г. до своей кончины здесь жила Евдокия Андреевна Ганнибал, первая жена Абрама Ганнибала, уличенная прадедом Пушкина в измене.. Позднее монастырь стал местом ссылки жен декабристов.
Известно, что именно на этих стенах Суворов учил новобранцев брать укрепления штурмом. Стены монастыря невысокие, всего 3 метра и как нельзя лучше подходят для процесса обучения.
В монастыре очень ухоженно и живописно. Богатое подворье. Много газонов с цветами и несуразными фигурками гномов и животных, которых, как оказалось, по сложившейся традиции, приносят в дар монастырю прихожане и гости монастыря.
- Церковь святого Николая Чудотворца (Никольский собор)
Второй претендент на первый каменный храм Ладоги – Храм Николая Чудотворца. Соборный храм, построенный в ХII веке, был освящен во имя самого почитаемого в России святого — святителя Николая Чудотворца — покровителя моряков, рыбаков и путешественников. Сейчас храм находится на реставрации.
Вокруг него, согласно преданию, князем Александром Невским в 1241 году после Невской битвы, в которой участвовали в том числе и ладожане, основана обитель – Никольский мужской монастырь.
Монастырская летопись прямо указывает, что обитель возводилась «в память о гиблых ладожских сродниках» — соратниках полководца. После сражения их привезли в Ладогу и благочестиво погребали на холме, впоследствии названном «Победище».
Одной из доминант монастыря является действующий храм святителя Иоанна Златоуста, устроенный по принципу древней базилики. Он построен по проекту академика Алексея Максимовича Горностаева в 1860-1873 гг. на месте ветхого храма ХVII века. На сводах, стенах и арках храма сохранилась живопись: сюжеты из жития свт. Иоанна Златоуста, евангельские сюжеты в стиле академического реализма и орнаменты византийского стиля. В храме хранятся мощи Николая Чудотворца.
В 1611 году шведы разгромили Валаамский монастырь, часть Валаамских монахов бежала по льду Ладожского озера и нашла приют в Никольском монастыре, однако шведы дошли и досюда и разорили Ладогу. Монахи были перебиты шведами, монастырь был полностью разорен. В последствии обитель была восстановлена, но прежнего величия уже не достигла. В 1771 году ее упразднили и возобновили только в 1811 году. В 1924 году собор и монастырь закрыли.
В 1990-е годы начались работы по возрождению монастыря. В 2002 году в Никольский монастырь торжественно перенесли из итальянского города Бари ковчег с частицей мощей Николая Чудотворца, приурочив это событие к 1250-летию Старой Ладоги.
В XV веке рост ладожского посада продолжался: были построены храмы святого Петра, Симеона, Василия Кесарийского и Рождества Иоанна Предтечи (7). В тот же период Ладожская крепость (2) стала пятиугольной.
- Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Церковь св. Иоанна Предтечи на Малышевой Горе — единственная постройка, уцелевшая от Ивановского монастыря, который впервые упоминается в источниках в 1276 г. Построек того времени не сохранилось. Нынешний пятиглавый храм Иоанна Предтечи с приделом Параскевы Пятницы был возведен в 1695 г. В начале XVII в. по повелению Бориса Годунова для этого храма были отлиты два колокола. В 1764 г. Ивановский монастырь был упразднен, а церковь обращена в приходскую.
За церковью вниз, к Волхову, спускается бетонная лестница, которая ведет к святому источнику и купальне. Источник во имя Святой Параскевы Пятницы в Старой Ладоге является древнейшим из известных святых источников на территории Ленинградской области да и во всей России. Вода в источнике целебная и сильно минерализованная. К источнику не прекращается поток паломников.
- Пещеры старой Ладоги
На землях принадлежащих Иоанно-предтечинской церкви находятся многочисленные береговые пещеры, которые тянутся на сотни метров внутрь горы. В пещерах раньше добывали белый песок, а сейчас там проживает уникальная колония реликтовых летучих мышей. Пещеры с мышами закрыты для посещения из охранных соображений. С этими пещерами связано множество легенд. Говорят, что где-то в горе находится могила самого Рюрика со множеством драгоценностей… Мы нашли вход в пещеры совсем недалеко от церкви.
- Что такое Русь?
Со времен Гумилева, наверное, каждый уважающий себя историк путался рассуждать на тему – что такое Русь.. Вот мнение на эту тему руководителя Староладожской археологической экспедиции профессора А.Н.Кирпичникова.
Корр. «Анатолий Николаевич, Ибн Фадлан упоминает купцов-русов, а как появилось само название «Русь»?
А.К.: «Сколько умов, столько и мнений о происхождении русов. К одному знаменателю ученые пока не пришли и, может быть, никогда и не достигнут согласия в этом вопросе.
Письменные источники называют русов только на территории Восточной Европы, кроме русов упоминаются славяне. Причем в летописи указывается, что язык славян и русов единый, то есть эти главные насельники Восточной Европы говорили на общем языке. Мне представляется, что различие между русами и славянами не этническое, а социальное. Русы – это элитарная, верхняя прослойка общества. Они торговали, покупали невольниц и так далее. Социальная функция славян – обслуживание элиты – русов…
…Многие исследователи придерживаются мнения, что русы – скандинавы. Я считаю, что это не обязательно. Скорее всего, русы составляли международные купеческие сообщества, команды кораблей. Такие группы могли включать в себя как скандинавов, так и финнов, и славян. Скандинавские источники не знают русов как обозначение людей, принадлежащих к одному этносу. Особенность Восточной Европы – открытость всем народам, представители которых и могли войти в социальную общность под названием «Русь».
В летописях русы упоминаются в течение X-XI вв., затем происходит эволюция понятия – Русская земля, Русь, Россия. Кто такие первоначальные русы, вопрос остается открытым. Кем бы они ни были, несомненно, эти коллективы стали русским этносом, компактно проживающим на Русской земле, в Киевской Руси. Но в эпоху торговой революции разделение на русов и славян имело, по моему мнению, широкий социальный смысл.» (конец цитаты)
У каждого своя Русь. Для меня она в Старой Ладоге. Светлая… Залитая солнцем… Сильная…
Света Лапина
май 2015